Фекальные насосы изготавливаются с разными диаметрами и типами рабочих колёс. Главными же техническими параметрами этого вида оборудования являются напор H и подача Q. В совокупности эта пара задаёт рабочую точку на характеристике. По ней и следует выбирать устройство. В документации каждого агрегата и в каталогах эта характеристика H=f(Q) приводится. На ней указана и та точка, в которой рабочее колесо с конкретным диаметром обладает наивысшим КПД.
При подборе насоса по рабочей точке возможны два варианта:
- 1. Рабочая точка системы находится на самой характеристической кривой насоса в оптимальном диапазоне (средней части графика). Этот агрегат полностью удовлетворит вашим требованиям.
- 2. Если же рабочая точка не попала на характеристику, но лежит вблизи неё, то подрезкой рабочего колеса можно откорректировать её параметры так, чтобы насос смог работать в оптимальном режиме.
Область максимального КПД агрегата отличается следующим:
- Минимальными величинами сил, радиальных и осевых, действующих на детали;
- Оптимальной величиной скорости движения жидкости в проточной части.
На этом отрезке насос работает ровно, без перегрузок. Это способствует продолжительности службы при надёжном функционировании. Чем больше рабочая точка отклоняется от области с максимальным КПД, тем меньше эффективность агрегата, и тем скорее выйдет он из строя.
Как влияет на работоспособность фекального насоса работа в неоптимальном режиме
- При недостаточной скорости протекания жидкости (крайне левая часть характеристики) рабочее колесо может заблокироваться. Её пороговая величина – 0,8-1 м/с.
- При избыточной скорости (правая часть) – возможно появление кавитации, которая приводит к повышенному износу деталей проточной части.
Монтаж фекальных насосов Иртыш
Бесперебойность работы агрегата впрямую зависит от качества монтажных работ. При установке и подключении к трубопроводам нужно предвидеть возможные динамические нагрузки при эксплуатации. В работающем насосе на многие его составляющие оказывают воздействие большие силы переменного направления. Особая нагрузка ложится на рабочее колесо, вал ротора двигателя, подшипники и уплотнители.
Для предотвращения преждевременного износа деталей следует неукоснительно соблюдать правила монтажа:
- 1. Неподвижность. Насос нельзя использовать в подвешенном состоянии. Во время работы он не должен двигаться совершенно.
- 2. Закрепление. Предназначенный к длительной эксплуатации агрегат нельзя ставить на гладкую поверхность, даже если он тяжёлый. Его пуск происходит рывком, при работе появляются колебания и вибрации. Под их действием насос по ровному основанию будет перемещаться постоянно. Поэтому он должен быть обязательно закреплён на фундаменте или на полу.
- 3. Свойства основания. Агрегат нельзя устанавливать на металлических коробах, фермах и других конструкциях – хороших проводниках колебаний и вибраций.
- 4. Специальные устройства. Фекальные насосы не подключаются к напорной линии непосредственно. Существуют такие приспособления как выходное спецустройство для погружного и входное колено опорное фланцевое для «сухого». Элементы эти должны быть прочно закреплены на самом фундаменте станции или шахты.
- 5. Компенсаторы. Когда через трубопровод прокачивается жидкость, в нём могут возникнуть собственные колебания. Их передача насосу нежелательна. Равным образом, и трубопровод нужно оградить от вибрации насоса. Для предотвращения их взаимовлияния в месте соединения используются демпферы-компенсаторы. Это могут быть, например, резиновые прокладки.
Защита от гидравлических ударов
Резкий старт и остановка в движении порождает гидравлические удары в среде. Они могут повредить арматуру или уплотнения. Исключить эти удары можно:
- 1. Использованием устройств плавного пуска (УПП).
- 2. Применением напорных резервуаров.
- 3. Установкой частотных преобразователей, позволяющих регулировать скорость двигателя при старте и останове.
- 4. Воздухоотводчиком, расположенным в самой высшей точке нагнетательного трубопровода.
- 5. Дополнительными задвижками.
Возможные неисправности насосов при работе в канализационной насосной станции и их причины
Подача неравномерна. Высокая амплитуда вибрации. Ослабли крепления на резьбе. Подшипники, уплотнения и сам насос часто выходят из строя.
Такие неполадки могут быть вызваны:
1. Попаданием воздуха из всасывающего патрубка вследствие:
- низкого уровня жидкости в резервуаре;
- высоким содержанием газа во всасываемой среде;
- неправильного выставления уровня выключающего датчика (слишком низко).
2. Несоблюдением правильности направления вращения рабочего колеса устройства.
3. Проблемами в напорной линии:
- обратный клапан установлен неправильно;
- в промежутке от патрубка насоса до клапана остался воздух;
- клапан заблокирован отложениями.
4. Проблемами в подводящем трубопроводе:
- скопились твёрдые включения;
- задвижка закрыта.
Двигатель перегревается, его защита постоянно срабатывает
- Превышены верхние пределы допустимых значений рабочих параметров: температуры перекачиваемой и/или окружающей среды, плотности (1000 кг/м³) и вязкости (1,5 × 10-5 м²/с).
- Неправильно выставлена величина тока срабатывания.
Детали насоса интенсивно изнашиваются
- Рабочая среда слишком агрессивна механически (например, высокое содержание песка) и/или химически.
Насос блокируется
- Размер включений в перекачиваемой жидкости превышает допустимый.
- Поток движется слишком медленно.
- Расход меньше допустимого из-за чересчур малого сечения свободного прохода.
Насос включается и выключается слишком часто
- Производительность модели насоса выше потребной. Это может быть вызвано неправильным определением рабочей точки или объёма насосной шахты.
- Неверно выставлены датчики уровня – они расположены на недостаточном промежутке друг от друга.
Слышен запах гниения из сточных вод в шахте (резервуаре)
- Производительность модели насоса ниже потребной.
- Датчики уровня выставлены на большем, чем нужно, промежутке между ними.
Насос при работе вибрирует и шумит
- Агрегат не закреплён или закреплён плохо.
- Износ подшипников или уплотнителей.
- В насосе существует кавитация.
- Агрегат работает не в средней части характеристики.
- Ротор вращается в обратную сторону.
Насос не включается
- Обрыв в питающем кабеле или обмотке двигателя.
- Нет контакта в колодках соединения в агрегате или в пульте питания.