Монтаж запорной арматуры — обязательный этап при установке гидравлических систем: водоводов, тепломагистралей, технологических линий. Дополнительную важность соблюдения правил проведения работ придает сравнительно высокая стоимость самих изделий: кранов, задвижек, обратных клапанов.

Об этапах и особенностях установки запорной арматуры — в этой статье.

Монтаж запорной арматуры

Планирование

Этот этап предваряет монтаж запорно регулирующей арматуры. От качества планирования зависит время, затрачиваемое на установку, надежность трубопровода во время эксплуатации. На этом этапе определяются:

  • Количество и вид запорной и запорно-регулирующей арматуры. Например, при установке канализационного насоса может устанавливаться задвижка на участке трубы, подводящей стоки к всасу агрегата, и обратный клапан — после него.
  • Схема установки запорной арматуры. Существуют правила размещения изделий, обеспечивающие эффективность их работы, легкий доступ для перекрытия вручную, надежность трубопровода.
  • Последовательность работ при врезке запорной арматуры в существующий трубопровод. Как правило, эти операции связаны с остановкой работы системы. Необходимо обеспечить перекрытие потока среды на время монтажа и отключение производственного оборудования.

Подготовка

Как правило, при монтаже запорной арматуры трубопроводов на больших объектах требуются десятки изделий. Это приводит к необходимости организовать их хранение на складе предприятия. Производителями арматуры устанавливаются следующие требования для таких складских помещений и упаковке изделий:

  • Условия хранения — нормальная влажность воздуха, температура в пределах +5  - +20 °C. Обеспечивается защита от прямого попадания осадков и солнечных лучей, других негативных факторов, способных повредить целостность упаковки и вызвать коррозию металлических частей изделия.

  • Состояние заводской упаковки. Правила монтажа запорной арматуры устанавливают необходимость сохранения целостности заводской упаковки до непосредственного момента установки на трубопровод. При несоблюдении этого требования внутрь изделия могут проникнуть загрязнения и абразивные частицы, образующиеся при резке металлических труб.

  • При необходимости хранить стальные и чугунные изделия на складе длительное время, например, в качестве запасных частей, проводится их регулярная смазка. Она позволит предотвратить развитие коррозии и сохранить эластичность уплотнителей. В последнем случае используются неагрессивные силиконовые составы.

На этапе подготовки места установки запорной арматуры проводятся следующие работы:

  • Прочистка трубопровода. В зависимости от степени и характера загрязнений операция проводится вручную или с использованием аппаратов высокого давления — моек, промышленных пылесосов и прочего оборудования. 

  • Контролируется состояние фланца. При монтаже новых систем этот элемент устанавливается на трубопровод. При ремонте действующих — проверяют отсутствие на нем повреждений, значительных очагов коррозии, нарушений формы, препятствующих герметичности соединения.

  • Проверка соосности и прямолинейности труб при врезке изделия в трубопровод. Также контролируется расстояние между фланцами. При нарушении установленных норм запорная арматура не устанавливается — до устранения причины. Несовпадение осей входящей и исходящей труб будет создавать повышенную нагрузку на задвижку. Что повлечет ее быстрый выход из строя и нарушение герметичности соединений.

Монтаж

Прежде, чем установить запорную арматуру, с нее снимают заводскую упаковку, проверяют работоспособность поворотного/подъемного механизма — в зависимости от вида изделия. Если внутри корпуса обнаружены загрязнения, остатки полиэтилена, картона, они удаляются. 

Правила установки запорной арматуры предполагают три наиболее распространенных способа соединения с трубопроводом:

  • Фланцы. Такой тип соединения относится к разборным. Многие варианты исполнения трубопроводной арматуры поставляются производителями подготовленными именно к фланцевому монтажу. За счет нескольких точек крепления фланцы равномерно распределяют нагрузку при эксплуатации. Поэтому фланцевую запорную арматуру выпускают для больших — от 50 мм, диаметров.

  • Сварка. Изделия привариваются непосредственно к трубопроводу. Или на них устанавливаются фланцы под сварку. Метод считается универсальным, но из-за необходимости проведения сварочных работ применимость ограничена. В частности, сварка запорной арматуры при врезке в трубопроводы, используемые в помещениях, где возможно возникновение паров легковоспламеняющихся жидкостей, запрещена.

  • Резьбовое соединение. В этом варианте исполнения поставляется трубопроводная арматура малых диаметров. Как и при использовании фланцев, соединение получается разборным, что облегчает обслуживание системы.

Основным правилом монтажа любых видов запорной и запорно-регулирующей арматуры считается аккуратность. Допущенные ошибки приведут к некорректной работе изделий, раннему выходу их из строя из-за возникающих неравномерных и не соответствующих расчетным нагрузок. 

С этой же целью следует исключать перетягивание резьбовых соединений. При использовании прокладок и уплотнителей контролируют их равномерное прилегание к седлу и соответствие размеров посадочному месту.

При монтаже больших по размерам и массе изделий их корпус закрепляется на стропах. С помощью крана или иного подъемного механизма подводится к месту установки. При этом обеспечивается параллельность трубопроводу — для задвижек и затворов, чтобы исключить дополнительные нагрузки при фланцевом соединении.

Еще один важный момент при монтаже арматуры — соблюдение указанного производителем основного направления потока. В противном случае задвижки не будут обеспечивать герметичность при работе на заявленном уровне давления. А обратные предохранительные клапаны теряют работоспособность при неверной установке.

 

Автор статьи: Александр Шихов