Насосный агрегат — ответственный механизм, требующий проведения технического обслуживания во время эксплуатации. Оно необходимого для обеспечения безаварийного режима работы его элементов и продления их срока службы. Для каждой модели существует регламент выполнения ТО, разработанный производителем. Он определяет периодичность и состав работ на каждом этапе.

Регламент разрабатывается с учетом технических и конструктивных особенностей модели. Также учитывается опыт эксплуатации насоса в различных условиях и при разной нагрузке. Поэтому производители увязывают проведение ТО с сохранением гарантии. Нарушение графика влечет преждевременный выход из строя отдельных деталей, снижение эффективности работы агрегата.

Технический осмотр и обслуживание: в чем разница

При техническом обслуживании насосных установок выполняются две основные группы операций:

  • Осмотр. Выполняется оператором оборудования регулярно, для разных типов насосов частота осмотра может отличаться. Для некоторых нужно его проводить перед каждым циклом пуска. Если оборудование установлено в составе автономно работающей насосной станции, то периодичность технического осмотра устанавливается инженерной службой предприятия и утверждается главным инженером.
  • Обслуживание. Именно оно обозначается сокращением ТО насоса. В рамках процедуры предполагает выполнение одной или нескольких операций, предусмотренных в регламенте при данном сроке эксплуатации или выработке ресурса. При режиме эксплуатации, близком к непрерывному, периодичность технического обслуживания насосного оборудования привязывается к графику: ежедневно, еженедельно и так далее. Для относительно редко используемых насосов наработка и наступление очередного ТО может определяться по наработке в часах. Она может учитываться с помощью приборов и контроллеров, установленных в составе шкафа управления насосной станции.

Назначение технического обслуживания насоса — поддержание оборудования в рабочем состоянии и обеспечение оптимального состояния его элементов. Как будет показано далее, операции ТО могут включать удаление загрязнений с поверхности деталей, анализ состояния внутренних частей механизма и прочее.

Назначение технического осмотра — визуально установить отсутствие неисправностей и проверить свободу вращения вала. Ни корпус, ни электродвигатель при этом не разбираются. Ниже приведен примерный список работ, проводимых при обслуживании и осмотре.

Состав технического осмотра

Работы проводятся до запуска агрегата в работу. То есть до подачи напряжения на его контакты. На первом этапе устанавливается степень свободы вращения вала. Сделать это можно, проворачивая его рукой. При наличии опыта скрытые неисправности устанавливаются за 3-4 оборота вокруг оси. На дефекты указывают заметно возросшее сопротивление, закусывание вала, скрипы и стуки внутри агрегата.

Далее проводится визуальный осмотр корпуса, электрических проводов, подходящих к нему. При обнаружении повреждений изоляции, дефектов на поверхности насоса, посторонних предметов, препятствующих его нормальной работе, следует принять меры для их устранения.

Что входит в ТО насоса

Приводимый список операций соответствует тем, которые включает обслуживание насосного оборудования, установленного в канализационных станциях. Их состав зависит от периода: ежедневно, еженедельно и так далее. Наиболее сложные и времяемкие операции, например, связанные с разборкой корпуса, проводятся раз в год. Стоит отметить, что операции, включенные в ТО меньшей периодичности по умолчанию включаются в состав большей периодичности.

Ежедневно

  • Выявление и удаление загрязнений. С поверхности насосного оборудования удаляются пятна масла, накопившейся пыли и грязи.
  • Контроль герметичности сальников. Определяется визуально по отсутствию следов и потеков масла.
  • Проверка надежности и герметичности трубопроводов. Их два: всасывающий и напорный. Герметичность соединений устанавливается визуально, по отсутствию утечек жидкости.

Каждую неделю

Дополнительно к операциям ежедневного ТО:

  • Проверка креплений по цепочке, составляющей систему откачки. Контролируется надежность закрепления насоса и его электродвигателя. Затем проверяют прочность присоединения исходящего и входящего трубопроводов.
  • Контроль наличия и уровня масла в системе смазки насоса. Проверяется его масляная ванна. Также следует установить наличие смазывающего материала в механизме задвижек и их приводов.
  • При наличии манометра и других контрольно-измерительных приборов проверяется их работоспособность и целостность корпусов.
  • Проверка состояния изоляции силовых кабелей. Для этого проводится измерение сопротивления между клеммами электромотора. Нормальным значением считается 0,5 МОм и выше. В противном случае перед запуском оборудования требуется провести сушку изоляции или устранить неисправность, например, заменить провод с поврежденной оболочкой.

Раз в месяц

Дополнительно к операциям, предусмотренным еженедельным ТО, техническое обслуживание насоса раз в месяц включает:

  • Проверку и подтяжку сальников. Проверяется состояние запорной арматуры: задвижек, вентилей — при их наличии в конструкции насосной станции.
  • Контроль уровня и доливка масла в масляной ванне. Обновление смазки в штоках, конструкции приводов запорной арматуры.
  • Определение качества центровки между валами насоса и электромотора. При необходимости проводится регулировка

305

Каждые полгода

Дополнительно к ежемесячному обслуживанию проводится разборка запорной и регулирующей арматуры. При необходимости выполняется очистка и удаление следов коррозии, загрязнений. После этого следует промывка арматуры и проверка отсутствия на ее корпусе и элементах трещин, других нарушений целостности. Затем осуществляется смазка узлов и сборка арматуры.

Ежегодно

Дополнительно к полугодовому ТО выполняются следующие пункты регламента:

  • Разборка корпуса насоса. На этом этапе выполняется очистка его частей от накопившейся грязи, ржавчины, абразивных частиц. Подшипники промываются бензином. После удаления старой смазки из них наносится новая. Проверяется состояние сальников. Обновляется их набивка.
  • Контролируется работоспособность и состояние арматуры: канализационного обратного клапана, задвижек и вентилей — при их наличии в системе. Проверяется работа приборов: манометр, вакуумметр. Тестирование можно выполнить, нагнетая воду в систему. Если в конструкции присутствуют амперметры и другие электроизмерительные приборы, они также проверяются на работоспособность.

В ходе ежегодного ТО предусмотрена необходимость пополнения запасов запасных частей и расходных материалов, которые предписано хранить на насосной станции для быстрого устранения неисправностей и обслуживания ее оборудования. Обслуживающий инженер сверяет состав по ведомости. При необходимости заказывает и добавляет недостающие ЗИП.

Учет проведения ТО

При правильной организации контроля качества проведения ТО обслуживающие сотрудники обязаны вносить запись в специальный журнал. Он хранится в инженерной службе или находится в служебном помещении, расположенном рядом с КНС. При возникновении неисправностей информация о них также заносится в журнал. Это позволяет отслеживать частоту отказов и изменение технического состояния оборудования.

Журнал учета работы насосов и насосных станций позволяет избежать проблем при передаче ответственности за их обслуживание от одного сотрудника другому. например, на время отпуска, больничного.

На крупных производственных предприятиях журнал может вестись в электронной форме. Это позволяет оперативно выяснить, были ли проведены операции ТО, возникли ли какие-то неисправности на насосной станции. Также программа может напомнить о необходимости выполнения очередного обслуживания, назначить исполнителя. Такие средства значительно повышают качество работы инженерной службы, позволяют планировать загрузку инженеров и рабочих.

Особенности выбора и замены смазочных материалов

Допустимые сорта смазки для каждого из узлов агрегата указываются производителем в инструкции. По согласованию с заводом-изготовителем возможна их замена на аналогичные по характеристикам аналоги. Те же правила действуют и в отношении запорной арматуры.

Частота замены и пополнения смазки зависит от нескольких факторов, главным из которых является режим эксплуатации оборудования. Чем выше интенсивность использования агрегатов и арматуры, тем чаще приходится выполнять замену смазочных составов.

Учитывая интенсивность работы оборудования, инженерная служба устанавливает периодичность проверки и пополнения смазки. Эти данные используются при разработке графиков проведения ТО и должны соблюдаться персоналом.

Автор статьи: Александр Шихов